Как находить воду на экзопланетах

08 Июл, 2013

Астроном Джейн Биркби и ее коллеги смогли найти воду в атмосфере планеты-гиганта, проанализировав колебания в ее спектре, которые возникали в результате "смещения" ее излучения под действием гравитации светила.
МОСКВА, 5 июл — РИА Новости. Европейские планетологи научились находить воду на экзопланетах, наблюдая за тем, как гравитация светила искажает линии излучения и поглощения в спектре планеты, связанные с молекулами Н2О, и объявили об этом на ежегодной встрече Королевского астрономического сообщества в шотландском Сент-Эндрюсе.

"Мы знали, что эта методика работает для простых молекул, которые расположены в коротковолновой части спектра экзопланеты. Для "охоты" на молекулы воды, нам пришлось залезть в область длинных волн, которые поглощаются атмосферой Земли, и поэтому мы не были уверены, что нам удастся найти что-либо. Мы были приятно удивлены высоким качеством сигнала", — заявила Джейн Биркби из Лейденского университета (Голландия).

Планеты у красных карликов будут "мертвы" из-за магнитного поля Биркби и ее коллеги смогли найти воду в атмосфере планеты-гиганта, проанализировав колебания в ее спектре, которые возникали в результате "смещения" ее излучения под действием гравитации светила. Для их обнаружения ученые воспользовались телескопом VLT на чилийском плато Чахнантор и подключенным к нему спектрографом CRIRES.

В качестве первой цели для испытания своей методики ученые избрали гигантскую планету HD 189733b в созвездии Лисицы, на расстоянии в 63 световых года от Земли. Она относится к числу так называемых "горячих юпитеров" — крупных газовых гигантов, расположенных крайне близко к светилу и разогретых до температур в тысячу градусов Кельвина. По словам ученых, ранее на HD 189733b уже обнаружили воду и угарный газ, что они и попытались повторить при помощи своей методики.

Эксперимент завершился удачно — Биркби и ее коллегам удалось зафиксировать присутствие молекул Н2О и СО в атмосфере "горячего юпитера" и определить их примерную концентрацию. Данную методику пока нельзя использовать для поиска "двойников" Земли, так как ни один существующий телескоп пока не обладает достаточным разрешением. Тем не менее, ученые полагают, что "наследник" VLT, телескоп E-ELT, сможет достичь нужной планки чувствительности.

Материал взят с сайта РИА Новости http://ria.ru/science/20130705/947726616.html