Взрыв сверхновой звезды

18 Май, 2012

Наблюдения с помощью обсерватории НАСА Чандра X-ray получили первые рентгеновские данные взрыва сверхновой и прорыва кокона из газа окружающего звезду. Это открытие может помочь астрономам понять, почему некоторые взрывы сверхновых являются гораздо более мощным, чем другие. 3 ноября 2010 года сверхновая была обнаружена в галактике UGC 5189A, расположенный около 160 миллионов световых лет от Земли.

Взрыв сверхновой звезды галактика UGC 5189A взрыв сверхновой
Изображение предоставлено: NASA / CXC / Королевский военный колледж Канады

Используя данные от автоматизированных телескопов расположенных на Гавайях, астрономы определили, что сверхновая взорвалась в начале октября 2010 года. Это составное изображение галактики UGC 5189A преобразовано в видимый спектр из рентгеновских данных от обсерватории Чандра и оптических данных с космического телескопа Хаббл (в красном, зеленом и синем). Команда исследователей использовали обсерваторию Чандра для наблюдения сверхновой в декабре 2010 года и в октябре 2011 года. Сверхновая SN 2010jl стала одной из самых ярких звезд, которые когда-либо были обнаружены в рентгеновских лучах.
Объяснение феномена сверхновой предложили ученые после изучения всех данных:
1) взаимодействие ударной волны сверхновой с плотной оболочкой материи предварительно сформировавшейся вокруг звезды.
2) радиоактивность в результате неустойчивости сверхновой вызвано преобразованием гамма-лучей на частицы и античастицы.
3) излучения от нейтронной звезды с необычайно сильным магнитным полем.
Данные показывают, что газ излучающий рентгеновские лучи имеет очень высокую температуру - более 100 миллионов градусов по Кельвину. Это убедительные доказательства того, что он был нагрет ударной волной от сверхновой путем распределения энергии. Это открытие было опубликовано 1 мая 2012 в астрофизической журнале.
Авторы: Королевский военный колледж Канады, Кингстон. Роджер Шевалье и Кристофер Ирвин (Университет Вирджинии), Николай Чугай (Русский Институт астрономии академии наук, Москва, Россия), Клас Франссон (Стокгольмский университет, Швеция) и Алисия Содерберг (Гарвард-Смитсоновский центр астрофизики в Кембридже, штат Массачусетс)