В древней мерзлоте на Колыме обнаружен гигантский вирус

04 Мар, 2014

Исследования в лаборатории

Российские ученые вместе с французскими коллегами обнаружили в сибирской мерзлоте возрастом более 30 тысяч лет жизнеспособный гигантский вирус, паразитирующий на амебах.

Заведующая лабораторией криологии почв Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино Елизавета Ривкина, старший научный сотрудник этой лаборатории Любовь Шмакова вместе с французскими коллегами под руководством доктора Жан-Мишеля Клаверье из Марсельского института микробиологии изучили образцы мерзлоты, собранные в районе Колымской низменности, которые находятся в лаборатории криологии почв.

Гигантский вирус, обнаруженный в древних отложениях вечной мерзлоты в районе реки Колыма, не представляет опасности для человека – он паразитирует только на амебах.

Ранее ученым уже удавалось найти вирусы, паразитирующие на свободноживущих амебах, которые по размеру не уступают бактериям. В ходе исследования выделенные Шмаковой из вечной мерзлоты акантамебы, заражались мегавирусами, которые недавно были открыты французскими специалистами.

Питовирус в клетке зараженной амебы, снимок сделан при помощи электронного микроскопа

Оказалось, что амебы из сибирской мерзлоты возрастом более 30 тысяч лет устойчивы к мегавирусам, которые паразитируют на амебах, выделенных из современных экосистем. В ходе работы из древней мерзлоты был выделен новый гигантский вирус, названный Pithovirus sibericum. На сегодняшний день это самый большой описанный вирус. Кроме того, он является представителем нового семейства гигантских амебных вирусов.

– Елизавета Ривкина

Ривкина рассказала об интересном способе, с помощью которого гигантские вирусы «охотятся» на амеб. Вирусы завлекают их, прикидываясь «вкусными» бактериями. Амеба, поглощая такую наживку, становится жертвой вируса, превращаясь в своеобразную фабрику, производящую его новые копии.

....